myrra_zet (myrra_zet) wrote,
myrra_zet
myrra_zet

Categories:

"Какая ты, Катька, счастливая..!"

Сейчас некоторая часть мужчин - читателей этого бложыка получит разрыв сердца:)
В советском кино есть несколько гениальных фильмов, от которых все балдеюти считают эталонными, и которые я считаю на самом деле крайне вредоносными.
Один из них - "Москва слезам не верит". Вторая серия особенно. Это полный эпик.
Невероятно, но факт. Весь трудный жизненный путь Катерины к успеху, все её ночные слезы от отчаяния и усталости, карьерный и личностный рост, амбиции, заслуги и достижения оказываются перечёркнуты в одну секунду, как только на экране появляется сомнительный слесарь-пикапер он же Гога в грязных ботинках.
И она, такая успешная, в дорогих духах и шмотках, покорившая Москву деревенская девчонка, только что толкавшая пламенную речь о горе-мужиках, готова подыгрывать, декларировать собственную неважность, врать про свой статус, унижаться, когда ейный алкопринц из коммуналки вздумал смастырить показательную истерику... Потому шо - "жэнскае щястя". На том простом основании, что он мужчина(с). Женщены счастливо рыдают в унисон героине Муравьёвой, на экране - панорама огней большого города.
Да, порыдать есть над чем. Как легко, просто и быстро пропатченную героиню сожрал даже не очень обаятельный и положительный, а просто нахрапистый каннибал**. Просто потому шо быстро разглядел два маркера: высокий статус женщины-жертвы (увидел-увидел, а то нахрена бы он старался), и её готовность скормиться**.


Вот что например об этом в частности, и о каннибалах вообще пишет evo_lutio.

Образ Гоши из фильма «Москва слезам не верит» - интересный феномен. С одной стороны это образ, который миллионы российских зрительниц в начале 80-ых в унисон называли идеальным мужчиной и своим кумиром. И не только российских. Этот фильм был награжден Оскаром, несмотря на конкуренцию «Тени воина» Куросавы, «Последнего метро» Трюффо, «Тесс» Полански, а также на решение Запада бойкотировать Россию за введение войск в Афганистан. Говорят, что сам президент Рейган посмотрел этот фильм 8 раз. С другой стороны, при первых просмотрах этого фильма на Мосфильме, кино получило самые низкие оценки и все киносообщество отреагировало на него отрицательно. Его назвали мещанской сказкой и особенные нарекания вызвал образ «принца»-слесаря, в которого влюбилась «золушка»-директор комбината. Сценаристов и режиссеров коробило от героя Баталова, он казался слишком надуманным. Реакция киносообщества на грандиозный успех фильма в российском и западном прокате была единодушной: «Не может быть!»


Объяснение этого феномена, то есть однозначной симпатии зрителей при однозначном негативе коллег, заключается в том, что Гоша, сумевший очаровать выдуманную героиню фильма, смог очаровать и реальных зрительниц, тогда как сами кинематографисты не попали под его очарование, поскольку видели все составляющие этого образа, так называемую выкройку и швы. Выкройка образа Гоши была грубой и даже кривой: никто, звать которого никак, пристает к звездной женщине в электричке, нагло вторгается в ее жизнь, проходит в грязных ботинках в ее дом, хамит ее дочери, залезает в холодильник, и так же небрежно и по-хозяйски залезает в ее душу, откровенно доминирует, но заставляет не только до смерти влюбиться и полностью подчиниться, но и разыскивать его по городу и умолять быть с ней. Это было слишком даже для СССР 80-ых и вызывало в киношниках справедливое возмущение.

Режиссер Меньшов тоже понимал, насколько сложную задачу он перед собой поставил. Недаром он так долго подбирал актера на роль Гоши и, не найдя, от отчаяния собирался сыграть его сам. Большие трудности с подбором актера в кино связаны почти всегда с тем, что сценарный характер содержит противоречия, которые необходимо так интегрировать в экранный образ, чтобы вместо противоречий появился шарм. По законам драматургии, если герой предсказуем, он узнаваем, но скучен. Если герой чересчур непредсказуем, он неузнаваем (нереалистичен) и вызывает раздражение. Задача максимум авторов фильма создать такой образ, который был бы непредсказуем, но узнаваем. Если задача максимум проваливается, фильм бывает освистан, если воплощается, фильм ждет большой успех. Однако, большинство авторов предпочитают маленький успех, нежели большое раздражение, и избегают противоречий. Так, если бы сценарий «Москва слезам не верит» был переписан с учетом критики, Гоша вел бы себя деликатнее, не хамил, не доминировал, не заставлял героиню Алентовой унижаться, не рвал бы шаблоны, не ломал границы, а значит произвел бы на зрительниц куда меньше впечатления и не добился бы того фантастического эффекта.

Фантастический эффект нас как раз и интересует. Не будет преувеличением сказать, что Гога, он же Жора, – охотник, продемонстрировавший основные пикаперские трюки задолго до того, как пикап был сформулирован в отдельную систему и назван пикапом. Точно так, как, читавшие сценарий фильма, кривились от хамства Гоши, многие женщины, листающие пикаперские пособия, брезгливо морщатся от примитивной наглости пикаперских ходов. И точно так же, как миллионы зрительниц в мире влюбились в Гошу на экране, большинство женщин, встретив в жизни талантливого пикапера, рискуют влюбиться в него, поскольку то, что в бумажных описаниях кажется грубым, в жизни приобретает шарм. И риск тем больше, чем сильнее эти женщины недооценивают психологические механизмы, которые могут срабатывать в них при простом нажатии. На примере истории Катерины эти механизмы можно вкратце рассмотреть.

Но сначала пара слов о пикапе. По своему замыслу пикап – это система, помогающая быстро и эффективно соблазнять (обычно женщин), то есть вызывать влечение и чувства. Теоретически пикапер может как являться каннибалом, так и не являться им, если сразу после соблазнения восстанавливает энергетический баланс и равноценный обмен, однако, на практике этого, конечно, не происходит. Пикап изучают те, кто хочет получать от отношений максимум, затратив минимум, что по определению является каннибализмом. И самые этичные из пикаперов - это охотники-спортсмены (см. классификацию), а большинство – обычные браконьеры, более или менее искусные. Чем искуснее охотник, тем большую дистанцию между собой и женщиной он способен преодолеть и тем меньше ему необходимо для этого времени и сил. Дистанция между охотником и жертвой измеряется разницей их статусов и уровнем доступности жертвы. Недавно вышедшая замуж за олигарха красавица абсолютно недоступна для немолодого и некрасивого гастербайтера, и никакой пикап ему не поможет эту дистанцию преодолеть. Большинству пикаперов очевидно, что до какой бы степени ни развилось их мастерство, оно не поможет компенсировать слишком большую дистанцию, особенно если пикапер хочет сэкономить на вложении сил и времени, то есть получить женщину быстро, не потратив на процесс соблазнения эмоциональных и материальных ресурсов.

Гоша в считанные дни и даже часы преодолевает довольно большую дистанцию. Он слесарь, живет в коммуналке и пять рублей – значительная сумма для него. Катерина – директор комбината, имеет большую квартиру и автомобиль, авторитет и большую зарплату. Но Гоше хватает пары ходов, чтобы поставить Катерине шах, и вот он уже курит ей в лицо в ее постели и отговаривает ее спать с ним («а я кричу во сне», «а еще я храплю»), а Катерина убеждает его, что он лучший. Последний ход ферзем – побег Гоши, его отсутствие 8 дней, в течении которых Катерина окончательно обожествляет его, и он возвращается к ней абсолютным властелином. Вот как выглядит эта короткая партия:

Пешка е4: взлом границ. В начале любой партии возможен ход пешкой, остальные фигуры недоступны. Незнакомые люди автоматически отделены глухими границами, вот почему большинство знакомств происходит постепенно, на работе или в общих компаниях, оф или онлайн, границы открываются с обеих сторон под относительным контролем. Охотник, который уверенно и настойчиво взламывает границы отгородившейся от него незнакомой женщине (Гоша применил прием глубокого вторжения – «читаю мысли, знаю о тебе все, расскажу твои тайные желания») имеет очень много шансов быть посланным подальше, но так же он имеет немалый шанс впечатлить и поразить женщину, то есть вскрыть ее защиту и установить симпатическую связь. Все зависит от ситуативной уязвимости женщины (Катерина ехала от семейной подруги, женскому счастью которой завидовала, и переживала унижение после встречи с женатым любовником, то есть остро ощущала свое одиночество) и от того, насколько это вторжение покажется ей неприятным (Гоше удалось Катерину рассмешить ). Достаточно, чтобы женщина восприняла простой взлом с насмешливым любопытством ("ну-ну"), чтобы стал возможен следующий ход.

Слон с4: боевая атака. Вторым ходом этой маленькой партии охотник занимает территорию жертвы, используя как стратегию неожиданность (внезапно появляется словно из-под земли и быстро исчезает), как оружие - все ту же фамильярность, то есть вторжение (ведет себя как старый близкий друг, как учитель, как будущий муж), как обезоруживающую ловушку – искренность и заботу («тебя довезу на такси на последние деньги, а сам пойду пешком», «давно жду тебя у подъезда, меня к тебе тянет», «отдыхай, я сам приготовлю ужин»). Пока жертва удивляется, недоумевает и чувствует себя на премьере забавного спектакля, она и сама не замечает, как случайный хам из электрички становится ее близким, залезает в ее холодильник, готовит ужин и разговаривает с дочкой как папаша.

Ферзь h5: самовыдвижение. Третий ход – вывод жертвы на собственную территорию, обычно бутафорскую, а не реальную, искусственно созданную и декоративную. Неожиданно вторгаясь на территорию жертвы, заставая ее спросонья в кровати и в других уязвимых ситуациях, специально повергая ее в смущение и растерянность, свою территорию охотник тщательно укрепляет. Обычно он приглашает (чаще внезапно привозит) ее туда, где он чувствует себя очень компетентным, где вся обстановка создает и поддерживает его отличное реноме (Гоша позвал Катерину на шашлыки в компанию, которая хором пела ему дифирамбы). Неплохо, если жертва при этом ощущает себя беспомощной, в этом случае ей можно протянуть сильную руку и создать импринтинг из верхней роли. Поход в горы или любая другая экстремальная ситуация, где охотнику отдают бразды, подойдет как нельзя лучше.

Ферзь f7: переворот. К этому моменту, хотя у жертвы уже едет крыша, она убеждена, что пока все контролирует. Охотник ей симпатичен, даже очень, но она согласна сближаться лишь при условии, что он и дальше будет радовать ее, создавать в ее жизни праздник и считаться с ее интересами. Охотнику же необходима полная победа, то есть такое положение вещей, при котором жертва ему принадлежит, а значит не ставит никаких условий, готова ради него на все и сам факт его присутствия уже является для нее счастьем. В описываемой короткой партии для окончательного захвата, то есть мата, все готово. Жертва влюблена, ее территория оккупирована, ей не хватает лишь возможности оценить силу своей зависимости, чтобы сдать трон. Дабы предоставить такую возможность хищник создает ситуацию, при которой жертва оказывается перед ним виновата, а он уязвлен в лучших чувствах и благородно уходит. Обычно этого достаточно, чтобы жертва оценила свою любовь («это лучший человек в моей жизни»), отказалась от любых притязаний на власть («я чуть не разрушила свое счастье») и окончательно открылась («делай со мной, что хочешь, я доверяю тебе»). Обычно хищник судит о завершении партии по тому, что жертва, настрадавшись, умоляет его простить и вернуться. Мат.


** об этом - чуть позже.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments